Стереорепродукция

+7(495)178-0683

Прошло несколько десятилетий с того момента, как был изобретен растровый способ воспроизводства стереоизображения, но лишь концу двадцатого века наконец получили достаточно широкое распространение и сами линзовые растры, и технические средства, позволяющие при помощи цифровых технологий готовить изображение для них.

Не требующий для просмотра специальных навыков и устройств, линзовый растр в первую очередь привлекателен для рекламной продукции, как прекрасное средство привлечения внимания. Однако, он имеет и другие, не менее интересные области применения. Одной из таких областей является стереорепродукция - воссоздание объемного изображения по мотивам плоского живописного полотна. Использование стереоизображения в качестве дополнительного выразительного средства позволяет по-новому взглянуть на ряд произведений классической живописи.

Стереорепродукция - жанр, точнее ремесло, возникшее на стыке технологии и изобразительного искусства, стала возможна лишь в последние годы. Дело в том, что в былые времена растровые стереоизображения, как правило, ограничивались форматом календарика или открытки. Технические средства, позволяющие получать формат, сопоставимый с исходным живописным полотном, появились относительно недавно. Современные линзовые растры позволяют воспроизводить хотя пока еще не большой, но уже приемлемый для ряда живописных произведений объем.

Известно не так уж много способов перевода плоского изображения в объемное. Наиболее распространено так называемое псевдо стерео преобразование. Современные графические редакторы легко позволяют порезать картинку на слои, задать смещение и получить стереопару, или даже несколько ракурсов для растра. Не смотря на свою популярность и простоту реализации, псевдо стерео изображения имеют ряд недостатков. Конечно, мы наблюдаем некоторую иллюзию объема, видим несколько разнесенных в пространстве планов, но это ПЛОСКИЕ планы. А в случае живописи простого объема не достаточно - хочется еще и ощущения рельефа, такого, какой мы видим, например, в случае многоракурсной стереофотографии.

Существует единственный способ преобразования двумерного изображения, позволяющий получить настоящий, реалистичный объем. При этом для каждого видимого на плоской картинке объекта строится трехмерная сеточная модель (mesh model). Эта модель играет роль своеобразной трехмерной болванки, на которую "натягивается" текстура исходного изображения. Особенность этого метода в том, что исходная текстура остается не искаженной, дорисовываются только невидимые на боковых ракурсах участки.

Исходный кадр элементы 3d модели
2d to 3d преобразование. Исходный кадр и элементы 3d модели

Таким образом, если при классическом 3d-моделировании сначала создается модель, а затем происходит подготовка и подгонка текстур, то в данном случае имеет место обратный процесс: в заданную текстуру встраивается точная трехмерная модель.

Итоговая последовательность кадров для линзового растра
Итоговая последовательность кадров для линзового растра.

© Ельцов А. В., Москва, 2003 г